Колени хрустят: что это значит, опасно ли подобное явление

хрустят колени

Хруст колен отнюдь не редкость. Он сигнализирует о многом: гиподинамии или, наоборот, перетренированости, дисплазии и обострении былых травм, но может оказаться и вполне нормальным показателем. Беспокоиться стоит лишь тогда, когда к хрусту добавляются отёк и боли.

Скорее всего, любому человеку хоть раз в жизни доводилось услышать хруст собственных колен при ходьбе по лестнице либо при сгибательных или разгибательных движениях в этих суставах. Но почему же колени хрустят, может сказать не каждый. Нужно сразу же оговориться, что имеется в виду хруст колен, который тем не менее не сопровождает боль.

колено

Но даже такой, казалось бы, безобидный момент (даже если колено и не болит) может доставлять дискомфорт, поскольку мало кому хочется привлекать всеобщее внимание таким образом. Однако действительно ли подобное явление полностью безопасно или же это предвестник серьёзной патологии в суставах? И если это симптом недуга, то какого? А если к тому же в коленях присутствует боль? И нужно ли вообще что-то делать с этой проблемой? В этих вопросах лучше разобраться детальнее.

Суть и причины явления

Когда люди говорят, что у них похрустывают колени при ходьбе по лестнице или же при иных обстоятельствах, то под этим подразумевают определённое пощелкивание и треск, которые возникают как во время активного, так и пассивного движения в суставах. Но, как показывает опыт, зачастую они обнаруживают себя во время приседаний или быстрой ходьбе. Когда речь идёт о профессиональных спортсменах, то это сигнал, указывающий на то, что они сильно перетренировались. Тем не менее подобное явление всё чаще донимает не только взрослых, но и детей, даже если ему не сопутствует боль. Почему так происходит и каковы причины такого хруста?

Причины этого явления весьма многообразны. Но как правило, к ним относят:

• различные болезни (артриты, артрозы, бурситы, тендениты);
  • определённые травмы и дисплазии;
  • чрезмерные физические нагрузки;
  • специфика образа жизни.

Но хруст в коленных суставах, если в них при этом отсутствует боль, может вписываться в рамки нормы. Однако такие причины лучше рассмотреть подробнее.Разрыв связок коленного сустава

Нормальные проявления хруста в коленях

Следует подчеркнуть, что порою такое явление является абсолютно нормальным и вовсе не сигнализирует о развитии серьёзной патологии. Но в этой ситуации есть один важный момент: хруст в коленях не представляет опасности только в том случае, если его не сопровождает боль. Однако в тогда напрашивается очередной вопрос: почему же тогда колени хрустят, но при этом не болят? Тем не менее однозначного ответа на этот вопрос до сих пор нет.

Многие специалисты соглашаются, что причина кроется в возрастании количества пузырьков газа в синовиальной жидкости, которые увеличивают объём непосредственно полости самого сустава и в итоге приводит к характерным щелчкам (при этом коленные суставы, конечно же, не болят). Затем наблюдается растворение этих пузырьков, вследствие чего суставы обретают прежний размер. Это тоже может провоцировать треск. Но в этом случае необходимо обратить внимание на временной интервал и между этими двумя процессами он составляет 15-25 минут.

Ещё одна распространённая теория (получившая подтверждение) на этот счёт, заключается в том, что причина звука кроется в задевании сухожилием либо связкой некоторых немного выступающих частей кости. Особо яркой иллюстрацией явления могут послужить кости запястья, плеча и бёдер. Однако в этом случае, если щелчок и имеет место, то он намного тише.колено

Повышенная мобильность

Безусловно, практически любой человек восхищается гимнастами, а также акробатами, что демонстрируют завидную растяжку. Тем не менее мало кто осведомлён, что основная масса таких людей наделена врождённым дефектом соединительной ткани, которая выливается в слабость суставно-связочного аппарата. Подобная патология – это ещё одна причина, почему может обнаруживаться хруст в коленях, который всё же вписывается в рамки нормы. Однако если явление пугает своею систематичностью, то, конечно же, следует обратиться в медучреждение.

Гиподинамия

Как показывает практика, офисные работники, а также лица, ведущие малоподвижный образ жизни, однажды выявляют хруст в собственных коленных суставах. Почему подобное происходит?

Человеческое существо нуждается хотя бы в незначительных физических нагрузках и если таковые отсутствуют, то начинает прогрессировать процесс ослабления и постепенной атрофии мышц, которое обязательно потянет за собою слабость связок.

В итоге суставный аппарат зачастую уже неспособен в полной мере осуществлять возложенные на него функции и из-за чего обнаруживаются специфические хрусты и щелчки, даже если человек совершает самое элементарное движение (к примеру, поднимается по лестнице). Что делать в такой ситуации? Как правило, таким образом, тело намекает, что ему необходима хотя бы минимальная нагрузка, иначе оно окончательно одряхлеет.колено

Интенсивные физнагрузки

Также может хрустеть колено и при чрезмерных нагрузках во время физических упражнений. Стоит помнить, что если деятельность человека связана с поднятием значительных грузов либо занятиями тяжёлой атлетикой, то это способно спровоцировать не только хруст в коленах. Если не снизить нагрузку и не перестать делать вещи, требующие пограничных возможностей организма и коленных суставов, в частности, то со временем может развиться такой недуг, как артроз. Поэтому когда колени начинают не только хрустеть, но и появляется отёчность и боль, нужно сразу же обращаться к докторам. Да и в остальных случаях лучше себя поберечь.

Травматизм и дисплазия

Почему ещё могут хрустеть колени? Нередко коленные суставы хрустят во время приседаний и иной активности, после перенесённых ранее повреждений, поскольку колени становятся уязвимее (даже если были предприняты все восстанавливающие процедуры, и пострадавший продолжает делать ЛГК). Вдобавок важно понимать, что травмированный сустав автоматически попадает в группу риска из-за возможного повторного повреждения.

Более того, такие суставы периодически болят, что также вписывается в пределы нормы. Однако людям, обладающими такими проблемными коленями, следует делать всё возможное, чтобы избегать ситуаций, что могут спровоцировать повторное их повреждение, а специфический хруст суставов должен послужить напоминанием об этом.

Ещё одной предпосылкой к тому, почему могут хрустеть колени, является дисплазия, то есть недоразвитость тканей, из которых состоит сустав. Дисплазия у человека предполагает, что его сустав считается повреждённым и ослабленным (даже если он не болит) в силу своей недоразвитости, что позволяет причислить эту патологию к разряду травм.колено

Когда нужно обеспокоиться?

Естественно, такое явление, как хруст в коленях может находиться в пределах нормы (опять же, если отсутствует боль). Однако если его проявления участились, и нарушаются оговорённые временные промежутки, то это уже вполне можно счесть одним из ранних признаков начала в организме воспалительного процесса. Вдобавок проявлением того, что в организме возникает серьёзная болезнь (артрит, бурсит, артроз, тенденит) является не только участившийся треск коленного сустава, но и то, что он болит, опухает, а порою даже утрачивается привычная его подвижность.
Что же делать в таком случае? Как только колено охватывает боль – это значит, что тянуть с визитом к доктору точно не стоит.

Как поступить в случае обнаружения патологического процесса?

Но что же делать, если к хрусту в коленях присоединилась боль и иная симптоматика? К какому врачу обращаться? Подобными недугами обычно занимаются ортопеды и артрологи и именно к ним нужно записаться на приём в самые сжатые сроки. Доктор после осмотра, как правило, назначает определённые дополнительные исследования, которые в дальнейшем помогут с постановкой диагноза, а также на их основе будет назначено лечение. Коленный суставЗачастую назначают:

• анализ на реактивный белок и ревматоидный фактор;
  • рентгенографию;
  • УЗИ сустава.

Исходя из данных обследования, подбирается соответствующее лечение. Например, лечение при артритах и артрозах включает приём НПВС и антигистаминных препаратов, которые принимаются определённым курсом. Если же коленный сустав болит, то, скорее всего, лечение будет дополнено обезболивающими лекарствами. Вдобавок такое лечение предполагает локальное применение мазей, на основе разогревающих компонентов.

В ситуации, когда хруст и боли в колене провоцирует избыточный вес пациента, то его лечение будет заключаться в коррекции его образа жизни. То есть потребуется повышение активности заболевшего человека. Всё что нужно для того, чтобы подобное лечение подействовало – это отвести хотя бы час собственного времени под какой-то вид физической активности (езда на велосипеде, спортивная ходьба). Тем не менее в такой ежедневной нагрузке должны напрочь отсутствовать тяжёлые и изнурительные упражнения, которые не только нивелируют лечение, но и могут усугубить ситуацию.

В случае если причиной хруста и дискомфорта в суставе стал гормональный сбой, то лечение предполагает назначение гормональнозамещающей терапии, кто прописывается уже эндокринологом. Но конечно же куда уместнее применять профилактические меры в отношении суставов (регулярная нагрузка, ванны и массажи), нежели затем лечить уже возникший недуг.