Спинной и головной мозг – составляющие центральной нервной системы

Мозг человека позволяет думать, дышать и решать любую задачу

Человеческая нервная система состоит из центральной и периферической, которая располагается вне позвоночника и вне черепа. А спинной и головной мозг являются главными составляющими ЦНС.

Спинной мозг

ЦНС — центральная нервная система, анатомия человека гласит о том, что две главных составляющих этой системы — это головной мозг и спинной. Человеческий спинной мозг расположен внутри позвоночника и является его составляющей. Имея цилиндрическую форму, спинной мозг сужается к копчику. Он устроен так, что оболочки, которые находятся вокруг мозга, защищают его от воздействия внешних факторов.

Если есть проблемы с позвоночником могут привести к инвалидности

Как устроен

Длина мозга у женщин согласно анатомии чуть меньше, чем у мужчин. Если у представительниц прекрасного пола эта длина составляет 42 см, то у мужчин достигает 45 см. Вес колеблется от 35 до 38 граммов. Он имеет два утолщения: одно располагается на уровне шейного отдела, а второе на уровне поясничного.

Как и всё тело, спинной мозг симметричен, для того чтобы проследить эту симметрию, нужно посмотреть на него в разрезе. Соединяются эти половинки спайкой, которая является перегородкой между одинаковыми частями.

При рассмотрении видно, что в самом центре находится серое вещество, которое состоит из отростков и нейронов. При этом видны так называемые передние и задние рога. Название появилось отнюдь не по какой-то научной причине: в разрезе рога напоминают часть организма животного. Если говорить о разрезе каждого отдела, то грудной и поясничный отделы отличаются тем, что в этих местах спинной мозг образует ещё и боковые выступы, которые тоже называют рогами.

Анатомия человека и то, как развита его нервная система, распорядились так, что передние рога позволяют организму передвигаться, ведь именно там находятся двигательные нейроны. Центр мозга – это не просто серая субстанция, которая находится в самом центре, здесь расположены и кровеносные сосуды.

анатомия спинного мозга

Спинной мозг имеет несколько разновидностей нейронов, вот три группы:

  1. Чувствительные. Их особенность заключается в том, что они являются одной из составляющих спинномозговых узлов, а также в отличие от остальных групп нейронов они имеют разветвление дендритов и аксонов.
  2. Двигательные. Крупные нейроны, которые имеют аксоны, из-за того, что они отвечают за двигательный аппарат человека, должны быть длинными. Из-за этого хоть они и длинные, но разветвлений почти не имеют.
  3. Находящиеся в промежуточной зоне. Поскольку они заполняют эту зону серого вещества, их аксоны не выполняют таких функций, как две другие группы нейронов, и разделяются на 2, иногда на 3 ветки.

Белое вещество окружает серое. Белое вещество имеет в своем составе нервные волокна как мякотных, так и безмякотных, кровеносных сосудов. Рога серого вещества разделяют белое на так называемые столбы, которых в результате получается три. Их называют передним столбом и задними. Нервная система – это в любом случае масса нервных волокон, белое вещество имеет нервные волокна в своем составе.

Если говорить о каком-то соотношении, как белое вещество будет относиться к серому, то дать однозначный ответ вряд ли получится. Это вовсе не значит, что до сих пор никто не смог определить их количество, в разных сегментах оно разное. Белое вещество в крестцовом и поясничном сегменте находится в малом количестве. Если рассматривать белое вещество в верхних грудных сегментах, то здесь его будет больше и в соотношении превышает серое вещество.

Ещё одна оболочка, которая защищает как серое, так и белое вещество, называется нейроглиальной. В составе этой оболочки находятся кровеносные сосуды. Кроме этой оболочки, существует ещё паутинная. Состав этой оболочки своеобразен — рыхлая соединительная ткань. Особенность паутинной оболочки в том, что именно в ней и циркулирует спинномозговая жидкость. Для паутинной оболочки важно то, что она прилегает еще к одной.

Спинной мозг разделен на несколько отделов

Название этой оболочки – твердая наружная. Плотная соединительная ткань этой оболочки позволяет ей выполнять функцию защиты, а эластичные волокна дают гибкость. Тем самым белое вещество и все оболочки позволяют защищать серое вещество. Белое вещество, оболочки мозга, кроме защитной функции, имеют и другие.

Помимо этого, мозг человека делится на сегменты примерно так же, как делится позвоночник на позвонки.

Функциональность

Каких-то необычных функций у мозга нет, он выполняет две функции: проводниковую и рефлекторную.

Рефлекторная заключается в том, что при изменении, которое влияет на организм снаружи, у человека возникают рефлексы. Проводниковая функция проводит импульсы, получаемые извне. Происходит передача «информации» от кожи и слизистых оболочек головному мозгу, а также обратный процесс.

Головной мозг

Как и спинной мозг, головной по анатомии человека состоит из белого и серого вещества. Но в то же время его строение настолько сложное, что изменение в области головного мозга может полностью нарушить его жизнедеятельность. Считается, что в мозге человека находится 14 млрд. нейронов.

Функции мозга и его полушарий

Головной мозг разделяется на несколько составляющих. Анатомия человека распорядилась так, что в состав головного мозга входят: продолговатый, мозжечок, варолиев мост, промежуточный и средний, концевой.

Если сравнивать соотношение массы головного мозга и спинного, то вес первого больше. Анатомия животных демонстрирует, что у них, если масса головного мозга и превосходит массу спинного, то не так ощутимо, как у человека. У мужчин головной мозг весит около 1400 граммов, у женщин он будет на 10% меньше по весу по той причине, что женщина сама по себе меньше, чем мужчина.Превышение веса мозга или его меньший вес никоим образом не влияет на умственные способности человека. Нарушение происходит только в том случае, если мозг весит до килограмма, тогда у человека будут проблемы со строением мозга, а как следствие, и с умственными способностями этого индивида.

Ядра мозгового ствола имеют 12 пар нервов, хоть они и не имеют сегментов в отличие от спинного мозга, и отвечают за функции организма. Нервная система разделяет черепно — мозговые нервы на зрительные, глазодвигательные, отводящие, обонятельные, языкоглоточные, лицевые, блуждающие, подъязычные, тройничные, блоковые, добавочные, слуховые.

Развитие

Головной мозг и человеческая нервная система меняются с возрастом, ведь у новорожденного мозг весит около 400 граммов. Кроме того, как распорядилась анатомия человека по поводу его объема, есть возрастные изменения. Ведь вспомните, после рождения ребенок не может и слова сказать, а со временем в состоянии выполнить тест или же составить логическую цепочку.

При рождении у ребенка более развиты филогенетические отделы мозга. И можно наблюдать, что некоторые части будут иметь больший вес в соотношении к весу тела, нежели у взрослого человека. Особенности новорожденного в том, что имеются извилины, но только те, которые считаются основными, а мелкие не видны.

Связь головного и спинного мозга благодаря нейронам

Наиболее активно развивается нервная система, а соответственно и все её составляющие в возрасте от 2 до 11 лет. Многие наверняка наблюдали, что у одного ребенка умственное развитие находится на уровне, а другой отстает. Как показывает практика, наследственные особенности человека образуют деятельность только 30% головного мозга, остальные же 70% зависят от массы факторов, которые идут извне.

Возрастные особенности ребенка от 2 до 4 лет заключаются в том, что он стремится всё сделать сам. Родители стараются не позволять многое, дабы оградить его от ушибов или каких-то увечий, это правильно, но когда это доходит до абсурда, то может повлиять на развитие ребенка. Возрастные особенности трехлеток состоят в том, что с изучением внешнего мира они познают не только принципы жизнедеятельности человека. Они создают в своем мозгу первые вопросы: так ли я делаю как нужно? В этом возрасте появляется первое понимание того, какие есть особенности общения, значение тех или иных действий и многое другое.

Если до 4 лет ребенок берется за всё подряд, то в возрасте от 4 до 6 лет его посещает сомнение, а смогу ли я это сделать? В такой период значение имеет поведение родителей, каждое «нет» и критика останавливают не только инициативность ребенка, но и его возрастные особенности развития. Он не пробует – а соответственно не учится ничему новому. Поэтому критика должна быть мягкой, она подчеркивает то, что он сделал хорошо, а мало указывает на то, что не получилось.

В период с 6 до 11 лет ребенок познает особенности общения в социуме и поведения. Происходит работа на результат. В этот период очень важно, как к подходу в изучении предметов относятся родители. Возрастные особенности этого возраста заключаются в том, что ребенок очень обучаем, у него нет истин, которые могут быть неправильными и которые нужно переучивать. В этом возрасте следует различать лень и усталость, родители стараются не ставить перед свои чадом основные цели, а нагружают ребенка, чтобы он умел и плавать, и танцевать, и рисовать, и петь, и сочинять стихи, и многое другое. Получается так, что ребенок берется за всё, а результата нет, постарайтесь исключить некоторые занятия из этого списка, тогда ему будет легче сконцентрироваться на чем-то одном и достичь чего-то.

Красота внешняя должна соответствовать красоте внутренней

Важно следить, как развивается нервная система у подростков, и хотя активного роста головного мозга здесь не наблюдается, а вот умственные способности можно довести до совершенства. Многие считают, что тест IQ или тест на определение активности одного из полушарий – это для взрослых. Впервые попробовать пройти тест IQ можно в 13-15 лет. Этот тест не определяет развитие с точки зрения начитанности и не требует объяснить значение знаков и терминов. Он направлен на то, чтобы определить, насколько развито мышление человека, образует ли ваше сознание логические цепочки. Развитие и возрастные особенности зачастую тоже учитываются при определении полученных баллов.

Что же касается взрослого человека, то его нервная система становится более стойкой ко всем переживаниям. Мозг полностью сформирован, анатомия с точки зрения его роста уже не действует на него. Но в этом возрасте важно продолжать изучение, это будет иметь значение в том плане, что, как и мышцы организма, нервная система, а именно головной мозг нуждается в тренировках. Вы можете тренировать отделы, для этого существуют тесты, которые помогают понять основные принципы таких занятий.

Следите за тем, чтобы мозг не получал механических травм, когда повреждается какая-то ткань. Анатомия человека хоть и показывает, что после операции пациент полностью возвращается к прежней жизни, но в большинстве случаев дает сбой нервная система.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Азбука вашего позвоночника
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector